TAEKWON-DO 태권도 КАРЕЛИЯ

Духовное саморазвитие (정신 수양; 精神 修養)

Духовная культура - аспект восточной философии, пронизывающий всю жизнь людей востока. Крайне сложно дать для западных умов определение и толкование этого термина. В нескольких словах, духовная культура - это стремление и процесс становления образцовой личности, подобной Конфуцию.

Чтобы стать такой личностью, необходимо прежде всего найти себя, приобрести уважаемый всеми характер. Этого можно достичь, только постоянно работая над дисциплиной ума Если время потребует, человек с дисциплинированным умом сможет внести вклад в построение идеального общества мудрыми советами правительству, а после смерти - своим непреходящим примером.

Конфуций говорил: «Чтобы познать моральный дух, нужно относиться к людям с основанными на праведности верой и искренностью, совершенно избавиться от грешных мыслей».


Духовное саморазвитие

I


Когда мир будет
против меня,
я буду счастлив заняться
самосовершенствованием.
Когда мир, наконец,
признает меня и ему
потребуются мои услуги,
я с радостью посвящу
себя работе.

Каждый из нас, как существо социальное, желает жить в мирном и свободном обществе. Наш долг - построить такое общество для людей.

Основателем были подобраны цитаты древних пророков и философов, касающиеся создания идеального общества. Занимающимся тэквондо следует пользоваться ими как руководством для своего духовного самовоспитания.


Рай существует
не для какого-то
отдельного человека,
а для всех

Согласно Лао-цзы, идеальным является общество, в котором правитель обладает такой высокой моральной культурой, что может править, не вмешиваясь, не устрашая, а обращаясь к доброму природному началу своего народа, который, просто исполняя свои обязанности, может жить в мире без страха и волнений.

В добродетельном обществе народ хвалит своего правителя, восхищается им в благодарность за его любовь и расположение.

В режимных обществах правитель, поскольку ему не хватает моральных качеств, для управления народом обращается к различным законам, а народ, в свою очередь, возражает, так как боится возмездия, которое проистекает из жестокости этих законов. При таких обстоятельствах правитель теряет контакт со своим народом.

Худший тип общества - это общество, где правитель путем обмана и хитрости использует свое положение для удовлетворения личных амбиций, насаждает власть над народом, как ему вздумается. В таком обществе правитель презираем и ненавидим народом. Зачастую это приводит не только к его свержению, но и к упадку страны и народа.

В тэквондо сильный упор делается на духовную культуру, поскольку она не только развивает здоровое тело и ясный ум, но и обуславливает хорошие взаимоотношения и корректное добродетельное поведение. Древние греки говорили: «В здоровом теле - здоровый дух». Чем более дисциплинировано и развито сознание человека, тем более дисциплинированно и грамотно он сможет использовать тэквондо.

Изложенное ниже может оказаться отчасти сложным для понимания. Однако люди серьезно занимающиеся тэквондо должны пытаться постичь фундаментальный смысл духовного самовоспитания.

Возвращайтесь к изначальной природе.

Обосновывая мысль, что человек по своей природе праведен, безгрешен, чист и добр, Менциус приводит следующую аргументацию: даже безжалостный грабитель, проходя мимо невинного ребенка, который вот-вот упадет в колодец, забудет на мгновение, что он собирался грабить дом, и попытается спасти ребенка. Под давлением страсти к деньгам и власти эта добрая основа может подавляться и совсем исчезать.

Будьте добродетельными.

Очень сложно дать всеобъемлющее определение добродетели. Однако существуют пять человеческих качеств, которые с древних времён считаются добродетелями:

  1. гуманизм,
  2. праведность,
  3. учтивость,
  4. мудрость,
  5. доверие.

Чтобы стать добродетельным, необходимо постоянно совершенствовать и реализовывать эти качества.

Конфуций говорил: «Добродетели подобны Полярной звезде: все остальные веками вращаются вокруг нее».

Таким образом, люди, которые окружают добродетельного человека, будут действовать на благо общества.


Гуманизм
Праведность
Учтивость
Мудрость
Доверие

Гуманизм (인; 仁)

Гуманизм - это способность сочувствовать несчастьям людей, любить всех одинаково, подобно тому как родитель одинаково любит своих детей. Конфуций определяет гуманизм следующим образом:

  • Любить людей, особенно своих родителей.
  • Не просить других делать то, чего бы ты сам не стал делать.
  • Вести себя пристойно, контролируя себя.
  • Иметь неугасимое стремление завершить любое доброе дело, независимо от того, каким незначительным может сначала показаться результат по сравнению с затрачиваемыми усилиями.
  • Ценить честь других выше собственной.
  • Ставить свободу других прежде, чем собственную.

Для того, чтобы претворять гуманизм в жизнь, необходимо:

  1. Проявлять высочайшее благоразумие, скромность и осторожность в повседневной жизни.
  2. Посвящать себя полностью работе, будь она большая или маленькая.
  3. Постоянно проявлять сердечную искренность по отношению к другим людям.

Живший в ХII веке н. э. Тэ Конг Манг сказал: «Небеса создали четыре времени года, в течение которых Земля в состоянии рождать все живое. Это привилегия не для какого-то отдельного человека, а для всего человечества... Таким образом, гуманизм - это идея разделения даров природы со всеми людьми».

Праведность (의; 義)

Праведность - это способность стыдиться несправедливых поступков и выполнять свои обязанности по отношению к окружающим. Менциус сказал: «Для простого человека понятия жизни и смерти — наиболее важны в жизни. Для добродетельных людей жить и умереть ради праведности гораздо важнее, чем жизнь и смерть сами по себе».

Праведность прекрасно иллюстрируется поступком некоего генерала, описанного около 2400 лет тому назад в книге «Военный учебник».

Генерал со своими солдатами отдыхал после жестокого сражения на берегу реки, когда адъютант принес ему кувшин вина. Взяв кувшин, генерал медленно вылил вино в речной поток на виду у изумленных солдат, а затем предложил им разделить с ним вино, выпив по глотку из реки.

Менциус считал праведность главной добродетелью человека. Согласно Соонья (300 год до н. э.), «Наряду с учтивостью - это важный элемент для духовного совершенствования».

Конфуций говорил: «Это дополнительный способ воспитания высшей добродетели - гуманизма».

Вежливость, учтивость (예; 禮)

В отличие от животных, ведущих борьбу за пищу, учтивый человек, руководствуясь уважением и хорошими манерами, отдает другому кусок хлеба, даже если голоден сам. Конфуций говорил: «Учтивость надо практиковать для правильного развития личности, и если кому-либо не хватает искренности в словах, то этого человека нельзя считать порядочным».

Он также говорил:

  • «Честность без учтивости может быть довольно груба».
  • «Уважение без учтивости может поставить человека, к которому обращаются, в довольно неловкое положение».
  • «Мужество без учтивости может быть довольно жестоким».
  • «Осторожность без учтивости может быть довольно трусливой».

Учтивость - термин, описывающий самый разумный тип отношений между представителями различных социальных групп: начальниками и подчиненными, великими и простыми людьми, старыми и молодыми, богатыми и бедными и т. д.

Мудрость (지; 智)

Мудрость - способность отличать правильное от ошибочного не только в вопросах, касающихся правота или неправоты других, но, прежде всего, в вопросах, касающихся себя самого.

Мудрец Ю Би говорил своим сыновьям: «Независимо от того, каким бы не-значительным ни казался поступок, никогда не следует делать то, что вы считаете неверным. С другой стороны, вы всегда должны делать то, что считаете верным, каким бы незначительным ни казался поступок».

Доверие, честность (신; 信)

Доверие - это способность сдержать слово и обещания, данные не только друзьям, но и любому человеку. Без верности слову человек теряет все принципы и достоинства, становится лжецом и болтуном.

II

Как человек может познать свою человеческую природу?

Существуют два пути, следуя которым человек может познать себя. Первый - сохранить ценности, данные ему Богом и Небесами при рождении. Второй - отказаться от жажды обладания материальными ценностями.

Человек может занимать в жизни две позиции

Существуют две основные разновидности жизненной позиции. Первая основывается на описанных выше пяти добродетелях, данных Небесами. Вторая - на том, что дано человеку обществом (например, членство в кабинете министров, пост начальника конторы и т. п.).

К сожалению, человек слишком часто уделяет чрезмерное внимание своему положению в мире, которое, в лучшем случае, временно, так как оно дается людьми и может быть легко отнято. С другой стороны, то, что дано Небесами -вечно. Это не значит, что мы призываем отрицать все мирское. Мы лишь стремимся сохранить разумный баланс, чтобы добродетели, которые дает первая позиция, служили базой для правильного использования второй.

Действуя таким образом, человек сможет завоевать уважение и стать хорошим примером для подражания. Без должной основы человек легко становится жертвой культа личной власти и богатства, начинает использовать неэтичные методы для удовлетворения собственных амбиций. В конце концов, такой человек превращается в тирана или диктатора, становится врагом своего народа. Согласно Конфуцию, благородный и любящий человек не может иметь врагов. Таким образом, гуманизм - первая добродетель, которая защищает человека как мощная крепостная стена.


Благородный человек не имеет врагов

Жадность ненасытна

Тот, кто удовлетворен тем, что имеет - самый богатый человек в мире. С другой стороны, если человек имеет все и даже больше, он все равно может быть бедным. Ослепленный жадностью не только легко поддается коррупции, интригам, эксплуатации других, но и ставит себя в положение, когда “друг идет на друга, отец - на сына”, и, в конце концов, становится ничем не лучше животного.

Есть доля истины в старой мудрости, гласящей, что истинно хороший человек не может быть богатым, а богатый - не может быть хорошим.

Древние говорили, что корень всех неудач в постоянной неудовлетворенности материальным положением. Для достижения удовлетворенности и духовного роста нет средства лучше постоянного развития щедрости души.


Высокая нравственность
похожа на глубокую
долину

Будьте смиренны

Сорняки надменно поднимают свои головы, в то время как зрелые колосья смиренно склоняют свои. Лао-цзы учит, что высшая добродетель похожа на глубокую долину, в которую стекаются все водные потоки. Добродетельный человек заслуживает уважения других людей, в то время как эгоист теряет уважение своих собратьев, становится презираем и одинок.

Быть смиренным - значит не только не участвовать в мелких перебранках, но и быть подобным великодушной реке в долине, поящей водой расположенные вокруг фермерские поля.

Самокритика

Никто не становится мудрым в момент рождения. Как и у всех людей у нас много недостатков, мы склонны ошибаться. Тем не менее, приобретя однажды знания, мы узнаем, как исправлять эти ошибки.

Нельзя сказать, что невозможно, в конце концов, стать совершенным человеком. Для этого важно не быть настроенным идеалистически по отношению к обучению и продолжать быть искренне самокритичным.

Говорят, что Конфуций и его ученики упражнялись в самокритике, ежедневно трижды задавая себе вопросы:

  1. Пренебрегаю ли я просьбами других из-за собственного эгоизма?
  2. Является ли мое отношение к друзьям искренним?
  3. Внушаю ли я другим уверенность, будучи неуверенным сам?
  4. Пренебрегаю ли я упражнениями в добродетели?
  5. Заблуждаюсь ли я в процессе обучения?
  6. Избегаю ли я неправедных поступков?
  7. Исправляюсь ли я сразу после того, как осознаю ошибку?

Будьте мягкими

Отсутствие формы и пластичность позволяют свету освещать и согревать даже самые дальние углы. Вода может принимать любую форму. Благодаря этому она может лучше служить живым существам, которым она жизненно необходима. Становясь частью океана, ее устрашающая ярость может покорить самую высокую гору. Даже самый большой корабль становится столь же беспомощен, как простой лист дерева. Считающий себя сильным вскоре встретит человека сильнее себя. Молодое дерево может противостоять ветру, пока оно мягкое и гибкое. Когда со временем оно стареет и становится хрупким, ветер может легко сломать и свалить его. Тот же принцип проявляется и у людей.

Уважайте старших

Подобно тому, как сын уважает отца, а младший брат старшего, человек должен всегда уважать старших и более опытных. Этим и прекрасно человечество, в этом и состоит одно из главных отличий людей от животных.

Менциус говорил, что в человеческом обществе существуют три категории, имеющие ценность: положение в обществе, благородство и духовная целостность. В правительстве главной ценностью считается положение, в обществе - возраст, а для человека, который ведет и опекает других — духовная целостность. В самом деле, ведь дети не могут появиться без родителей, а молодое поколение без старшего. Общество и нация не смогут избежать хаоса, если их культура и социальный порядок не будут основаны на уважении к знаниям и мудрости старших.

Уважайте права других людей

Критиковать того, кто лучше тебя, желать чужой собственности, присваивать чужие достоинства - вот характерные признаки бессовестного человека. Природа-мать предъявляет требования на то, что ей принадлежит. Все живые существа находятся в бесконечной гармонии. Помогать другим развиваться и достигать жизненных успехов - награда сама по себе. Она имеет истинную ценность только в том случае, если ничего не ожидается взамен.

В истории человечества люди, из ревности добивавшиеся признания за счет других и из скупости присваивающие себе чужую собственность, всегда оставляю черные следы позора и бесчестия.

Будьте справедливы

Быть справедливым и откровенным - значит правильно прожить жизнь. Древняя мудрость гласит: «Для простого человека самое ценное - жизнь, а самое пугающее - смерть». Тем не менее, добродетельный человек будет выше жизни ценить справедливость и предпочтет скорее умереть, чем поступиться ею. Выдающиеся личности, такие как китаец Бек И Сук Же, кореец Сон Сам Мун и японец Йосида Шоин предпочли смерть в защиту справедливости и остались непреходящим примером для потомков.

Бек И Сук Же жил в городе Чоу около 2000 года до н. э. Когда император Му сверг двадцать седьмого императора, который был жесточайшим тираном, он отказался служить новому императору, который узурпировал власть силой. В конечном итоге он умер от голода в самозаточении в Суйанских горах.

Сон Сам Мун был важным лицом при дворе короля Се Чжона, основателя хангыль (корейская письменность) в 15 веке. После того, как император умер и молодой Дан Чжонг стал императором, его дядя Се Чжо организовал заговор против молодого короля и завладел троном. Вскоре министр Сон был казнен, поскольку он настойчиво выступал против незаконных действий императора Се Чжонга.

Йосида Шоин, один из борцов за справедливость, был казнен за протест против попыток военного правительства Токугава свергнуть монархическую династию Мейджи.

Будьте скромными

С древних времен чрезмерная роскошь и страсть к удовольствиям приводили к падению многих королей и народов. История полна подобными примерами. Обладающие властью должны учиться быть бережливыми и жить скромно. Как гласит древняя мудрость: «Если выше по течению вода грязная - она потечет и вниз».

Любящий пышность вождь заразит этим своих подчиненных и принесет таким образом множество страданий подданным из-за растущих налогов и взяточничества. Во время правления в Корее династии Ли королевский ревизор Ли Монг Ёнг, путешествуя инкогнито, был приглашен на пиршество неким известным правителем. В разгар праздника он прочитал знаменитое стихотворение:

Сладкое вино, которое пьете вы из сверкающих чаш, -
Это слезы страдающих людей.
Нежное мясо на резных блюдах вырвано из их лучистой плоти.
Чем радостней вы смеетесь, тем жалобней их стенания.
Чем громче вы поете, тем больше они страдают.

Правитель и его приближенные, узнав себя в стихотворении, испугались и покинули пиршество. Помните, что за удовольствиями одного человека часто стоят слезы и страдания многих.

Будьте благоразумны

Во всем, что делает человек, он может быть импульсивным или беспечным, но следует поступать обдуманно и последовательно. «Тот, кто хотя бы три раза поступил необдуманно, впоследствии пожалеет о своих поступках», - предупреждает древняя пословица.

Принимая важное решение или назначая наказание, не решайте в спешке, взвесьте все, чтобы принятое решение было объективно и справедливо.


Воспитывать молодых
так, чтобы они
стали героями

Познайте истинное счастье

Лао-цзы отмечал, что природа основана на гармонии контрастов. Так, например, Вселенная создана двумя силами - Инь (женское) и Ян (мужское). Другие контрасты - это твёрдость и мягкость, длинное и короткое, день и ночь, полнота и пустота, тепло и холод, большое и малое, красота и уродство.

Все в мире взаимосвязано. Познать страдание можно, только если ты был счастлив; печаль - если знаешь, что такое радость. Богатые и обладающие властью не обязательно счастливы. На каждого богатого человека приходится бесчисленное множество бедных, на каждого тирана - порабощенный народ.

Менциус выделял следующие три компонента счастья:

  1. Иметь здоровых родителей и гармонию в семье.
  2. Ведя правильный образ жизни, жить гордо и благородно.
  3. Обучать молодых быть честными и полезными членами общества.

Пусть ваши поступки говорят сами за себя

Получив слово, даже самый талантливый оратор может сказать глупость, если будет чрезмерно многословен. Закрытый рот спасает рыбу от крючка, сохраняет секреты от врагов. Говорить только значимые вещи - признак воспитанного человека. Чаще всего люди говорят, чтобы похвастаться друг перед другом, выделиться перед другими.

Добродетельный человек проявляется больше в делах, чем в словах. Таки образом он влияет на других своим жизненным примером. Раньше считалось, что наиболее действенным средством обучения являются поступки учителя, а не его слова.


В покое
продолжается
движение

Развивайте покой ума

Вода в чистом озере во время волнения становится мутной, а после того, как все успокаивается, - возвращается в свое первоначальное состояние.

Говорят, что покой может покорить даже жару. Без сомнения, сидя спокойно и собранно, можно вынести самое жаркое лето. Напротив, если даже много двигаться, согревая замерзающее тело, то можно достичь лишь временного облегчения.

Покой разума достигается медитацией, путем освобождения сознания от мелочных мыслей, возвращения к естественному состоянию человека. В отличие от буддизма и дзен, медитация в тэквондо не означает отключения от мира, как в мертвом теле. Это скорее акт активного мысленного возвращения в тиши наедине с собой к ошибкам прошлого, чтобы через раскаяние продолжить работу над собой, стать лучше.

Этот активный мысленный процесс в тишине называется Чонг Чжунг Донг (정중동; 靜中動)


Широкое и глубокое "Ки"

Сохраняйте твердость убеждений

Человек твердых убеждений не подозрителен и бесстрашен. Когда такой человек чувствует, что не прав, у него достаточно душевных сил, чтобы признать даже самые небольшие свои ошибки, и достаточно мужества, чтобы противостоять любым силам, если он убежден в своей правоте.

Сильную убежденность можно достичь через широкое и глубокое «Ки» - дух. Ки - это форма активной энергии, наполняющей каждую клетку, каждый орган. «Ки» - это воля, побуждающая сила. Она сначала движет, затем - направляет. Менциус убеждал своих последователей, что если «Ки» развивается с большой аккуратностью, растет из гуманизма и справедливости, ее воспаряющая сила и всепобеждающая мощь могут заполнить Небеса и Землю, предоставляя человеку возможность достичь новых великих высот.

На более практическом уровне «Ки» помогает сохранять чистоту сознания и бдительность, когда течение жизни становится напряженным и запутанным, поддерживает нас в бессонные ночи, когда любимый человек тяжело болен.

Будьте преданны

Духовное самразвитие является для занимающегося боевыми искусствами тем же, чем медитация для верующих, сосредоточенность и самоотдача - для художника, настойчивость - для рабочего. Другими словами, непоколебимая преданность человека своим намерениям и долгу является источником его жизни и силы. Развитие сознания не является привилегией какого-то одного человека.

Искренность и старательность непременно порождают веру. Вера же делает человека способным достичь конечной цели.

Духовное саморазвитие является развивающим движением, которое дает возможность человеку посвятить себя своей работ, какой бы она ни была, до тех пор пока работа и жизнь не станут единым целым.

III

Обобщая, можно сказать, что почувствовать радость свободы действия можно, лишь сохранив истинную природу, став не подверженным соблазнам власти, денег и секса. Человека, достигшего такого уровня развития, иногда называют «святым».

Такой результат может показаться недосягаемым для простых смертных. Однако, покорение горной вершины начинается с первого шага, а океан - с маленького ручейка.

Древняя мудрость гласит:

  • «Там, где есть воля, есть и путь»
  • «Не нужно заглядывать далеко вперёд, когда дорога находится прямо перед тобой»
  • «Даже небеса можно сдвинуть, если ты предан своему делу».

Эта высокая цель достижима для каждого, кто готов сделать усилие, обладает сильной волей и настойчивостью.


Путь лежит прямо перед тобой

Абсолютная искренность сдвигает небеса

Вся жизнь посвящена
тэквондо

Духовное саморазвитие является неотъемлемым элементом тэквондо не только потому, что связана с достижением высших целей занятий тэквондо, развитием силы, совершенствованием техники и приобретением веры в себя, но и потому, что воспитывает характер. Вина инструктора, не уделяющего должного внимания духовному самовоспитанию, в том, что он наделяет сокрушающей силой тех, кто, вооружившись приобретенной техникой, может стать хулиганом, хвастуном или начнет использовать полученные знания для удовлетворения личных амбиций.

В отличие от некоторых любящих сенсации мастеров, бегающих по скалистому побережью, стучащих кулаками по камням, ныряющих в кипяток, останавливающих птицу на лету и т. п., большинство мастеров и инструкторов тэквондо склонны делать акценты именно на этих аспектах.

Существует ряд обязательных правил, которые для поддержания высокого уровня инструкторов и учеников должны выполнять все серьезно занимающиеся тэквондо, а также каждая входящая в ITF школа:

  1. Перед тем, как принять кого-то в школу, необходимо близко познакомиться со складом ума кандидата и его прошлым.
  2. Необходимо ориентироваться на патриотизм, послушание, хорошее поведение, привычки, дисциплинированность и скромность.
  3. При присуждении более высокой квалификации должны приниматься во внимание не только техника, но и душевные качества аттестуемого, его чистосердечность.
  4. Обладатели высших данов, уличенные в применении тэквондо в драках, должны быть наказаны местными федерациями.
  5. Все обладатели черных поясов должны быть зарегистрированы в местной федерации тэквондо и в ITF.

Во время обучения учащийся должен постоянно совершенствовать дисциплину тела и духа. Обязательной частью тренировок должны стать перечисленные ниже виды деятельности.

Путешествия (여행; 旅行):

Патриотизм можно воспитывать, посещая знаменитые или исторические места. Один американский студент после посещения Геттисбурга и места знаменитой атаки генерала Пиккета заметил: "Боевой дух и мужество, которыми они обладали, пытаясь захватить эти неприступные позиции, должно быть, родились из преданности, которую хотели бы достичь все офицеры." Занимающиеся должны искать подобные памятники, изучать их, стараться учиться у них.

Путешествия по горам (등 산; 登 山):

Эта форма занятий не только развивает мышцы ног, но и укрепляет дух, рождает ощущение победы и триумфа. Сказанное иллюстрирует известное корейское стихотворение: "Независимо от того, как высока гора, её можно сравнить с маленькой кочкой под небесами. Не существует причины, чтобы помешать человеку покорить её, если он страстно желает этого. Увы, слишком часто, однако, мы решаем, что гора слишком высока для нас, даже не попытавшись покорить её".

Обтирание холодной водой (냉수 마찰; 冷水 摩擦):

Принимая холодный душ и ванны или же упражняясь босиком на снегу, занимающиеся приобретают упорство и чувство самоуважения.

Общественные работы (사회 봉사; 社會 奉仕):

Отдавая труд обществу, особенно бедным и немощным, занимающиеся тэквондо учатся милосердию, смирению, товариществу, терпимости и щедрости.

Этикет (예절; 禮節):

Высокий уровень этикета должен соблюдаться как внутри, так и за пределами дочжанга. Он должен применяться во время тренировок учениками с более низкой квалификацией по отношению к ученикам с более высокой квалификацией, учениками с более высокой квалификацией по отношению к ученика старшим по возрасту за пределами тренировочного зала (дочжанг), и всеми учениками во время посещения другого дочжанга. Во всех случаях акцент необходимо сделать на корректном и правильном приветствии. Это одна из форм уважения и вежливости как в восточном, так и в западном обществе.

Воистину дурным тоном со стороны обладателя черного пояса является неуважение по отношению к начинающим, которые могут оказаться выше инструктора по положению и старше по возрасту. Посещая другие дочжанги, независимо от того, занимаются там тэквондо или другими видами боевых искусств, ученики должны проявлять должное уважение, держаться скромно и вежливо.