TAEKWON-DO 태권도 КАРЕЛИЯ

История тэквондо (태권도 역사; 跆拳道 歷史)

Хотя истоки боевых искусств покрыты тайной, нет сомнений, что с незапамятных времен существуют двигательные действия, в которых руки и ноги используются для самозащиты. Если бы мы собрались определять эти действия как тэквондо, то любая страна смогла бы претендовать на его изобретение. Существует определенное сходство между тэквондо в том виде, в котором оно практикуется в настоящее время, и древними формами рукопашного боя.

Современное тэквондо значительно отличается от других видов боевых искусств. Тэквондо обладает совершенной и эффективной техникой и способствует всестороннему развитию занимающихся. Теория, терминология, технические приемы, системы и методы подготовки, правила, практические аспекты и духовные основы тэквондо были проработаны, научно обоснованы, систематизированы и названы основателем. Однако было бы ошибкой считать, что любые двигательные действия, в которых руки и ноги используются для самозащиты, являются тэквондо. Только те, кто практикует технику, основанную на теории, принципах и философии основателя, могут считаться людьми, изучающими истинное тэквондо.

Когда и где началось тэквондо?

Об этом Чве Хонг Хи пишет:

Стечение обстоятельств открыло передо мною возможность основать и развить этот вид боевого искусства. Вначале я изучал тэккён. Помимо этого, на протяжении печальных 36 лет оккупации моей Родины японцами у меня была возможность изучать каратэ в Японии.

Вскоре после того, как Корея была освобождена в 1945 г., я получил привилегированный пост как один из основателей южнокорейских вооруженных сил. Это наполнило меня потребностью созидания и дало власть распространять тэквондо в вооруженных силах, несмотря на яростную оппозицию.

Превращение тэквондо в вид международного боевого искусства за сравнительно короткий срок произошло благодаря целому ряду факторов.

Пороки современного общества (моральная коррупция, материализм, эгоизм и др.) образовали духовный вакуум. Тэквондо оказалось способным компенсировать нарастающее чувство пустоты, недоверия, упадка. В эти жестокие времена люди почувствовали необходимость защитить себя. Все перечисленное способствовало тому, что достоинства тэквондо стали общепризнанными. В дополнение к тому, что я являюсь основателем тэквондо, быстрому распространению тэквондо по всему миру также способствовали мой социальный статус и Богом данное здоровье.

Занятия боевыми искусствами много сделали для поддержания Богом данного мне здоровья. Я родился больным и хилым. Заняться тэккёном мне посоветовал мой учитель каллиграфии, когда мне было 15 лет. В 1938 году, за несколько дней до того как я должен был покинуть Корею и направиться для продолжения учебы в Японию, произошел случай, сделавший невозможным мое возвращение домой без угрозы мести.

Когда я жил в Японии, я стал обладателем черного пояса по каратэ. Я чувствовал, что приобретенные мною навыки служили достаточной защитой от тех, кто хотел бы мне навредить.

Я не только смог вернуться в Корею, но и со временем стал основателем освободительного движения, известного как Пхеньянское студенческое военное движение.

Как это не раз бывало в истории человечества, подобно действиям других многочисленных патриотов, мои действия вызывали гнев властей. Я был заточен в японскую военную тюрьму.

В январе 1946 года я был назначен младшим лейтенантом вооруженных сил Республики Корея и был послан командиром роты 4-го пехотного полка в Кванчжу (провинция Южный Чолла).

Для физического и духовного воспитания я начал обучать солдат каратэ. Именно тогда я понял, что нам необходимо развивать свое собственное боевое искусство, превосходящее японское каратэ технически и духовно. Я твердо верил, что обучение этому искусству по всей стране позволит мне исполнить клятву, данную моим товарищам, с которыми я делил неволю в Японии. «Причина того, что наш народ так страдает от японских оккупантов, - сказал я тогда, - в том, что наше правительство не могло мудро управлять. Они эксплуатировали народ, и в конце концов отдали страну под иностранное господство. Если мы когда-либо получим назад нашу свободу и независимость, давайте не будем стремиться к власти. Напротив, давайте посвятим себя тому, чтобы направлять тех, кто будет у власти».

Руководствуясь этой идеей, с марта 1946 года я начал систематически развивать новую технику. К концу 1954 года я почти закончил разработку нового корейского боевого искусства, а 11 апреля 1955 года дал ему имя «тэквондо».

На духовном уровне тэквондо выросло из традиций этических и моральных принципов восточной и, конечно же, моей собственной философии.

Хотя мой рост всего лишь полтора метра, я горд, что сумел прожить в строгом соответствии с моими моральными убеждениями. Я старался сражаться на стороне справедливости, не испытывая страха. Я убежден, что это стало возможным только благодаря могучей силе и непобедимому духу, которые я приобрел, занимаясь тэквондо.

Техника тэквондо базируется на принципах современной науки, в частности, на физике Ньютона, которая учит нас, как проявлять максимальную мощь. Были также использованы военные принципы тактики атаки и обороны. Я бы хотел подчеркнуть, что несмотря на то, что каратэ и тэккён были использованы в период моего обучения, основные теоретические принципы тэквондо сильно отличаются от любого другого боевого искусства мира.

В марте 1959 года я руководил группой военных, демонстрировавших тэквондо во время показательных выступлений за рубежом. Мы побывали в Южном Вьетнаме и на Тайване. Это были первые визиты подобного рода в истории Кореи. Они вернули меня к идее передать миру духовное богатство, которым я владел в форме тэквондо. Я сформулировал основные идеалы, к которым должны стремиться занимающиеся тэквондо:


Жизнь и дело сливаются
в одно целое
  1. Развивая высшее сознание и сильное тело, мы приобретем спокойную решимость всегда быть на стороне справедливости.
  2. Мы объединимся с людьми, близкими по духу, несмотря на религиозные, расовые, национальные и идеологические границы.
  3. Мы посвятим себя построению мирного общества, основанного на справедливости, доверии, гуманизме.

Я также решил посвятить себя пропаганде тэквондо во всем мире в искренней надежде, что это станет одним из средств объединения моей разделенной Родины. Жизнь и дело сливается в одно целое.

Мое изучение тэквондо состоит из 2-х частей: духовной дисциплины и технического совершенствования.

Поскольку человеческий дух лежит в области метафизики, довольно сложно объяснить, что я имею в виду под «духовной дисциплиной». Нельзя потрогать, увидеть или услышать дух человека. Он шире, чем все, что мы можем воспринять. В этом плане я сам являюсь учеником, участвующим в продолжительном и бесконечном процессе познания.

Я определил духовные аспекты тэквондо как принятие человеком идеалов тэквондо, принятие в понимании им полного значения каждого тыля тэквондо. Если мы считаем себя людьми, принявшими тэквондо, мы будем уважать его, как мы уважаем наше собственное тело, и никогда не будем использовать тэквондо в неправедных целях.

Названия тылей в тэквондо были образованы от имен наиболее ярких личностей, которых родила история Кореи почти за 5 тысяч лет.

Правильное понимание неизбежно приводит людей к осознанию факта, что тэквондо есть боевое искусство, которое может быть использовано только для самообороны и в целях справедливости. История Кореи не содержит ни одного примера, чтобы ее вооруженные силы использовались для вторжения на соседние территории или каких-либо других целей, кроме национальной обороны.

Мною создан целый ряд технических приемов, которые могут быть использованы практически в любой ситуации. Они основаны на следующих принципах:

  1. Все движения должны быть построены так, чтобы получить максимальное количество энергии в соответствии с принципами биомеханики.
  2. Принципы, на которых базируются технические приемы, должны быть столь ясны, что даже далекие от тэквондо люди могли бы отличить правильное движение от неверного.
  3. Амплитуда и кинематика каждого движения должны быть точно определены, чтобы добиться наиболее эффективной атаки и защиты.
  4. Цель и способ каждого действия должны быть ясными и простыми, для того, чтобы облегчить процесс изучения и преподавания тэквондо.
  5. Надо развивать рациональные методы преподавания с тем, чтобы достоинства тэквондо могли почувствовать все - молодые и старые, мужчины и женщины.
  6. Должны быть разработаны методы правильного дыхания, увеличивающие скорость каждого движения и снижающие усталость.
  7. Атака должна быть возможна относительно любой жизненно важной точки тела соперника, а защита должна быть способной противостоять атаке любого типа.
  8. Любое атакующее действие должно быть ясно определено и основано на анатомических особенностях человеческого тела.
  9. Каждое движение должно быть легко исполняемо, так чтобы тэквондо служило источником удовольствия, как спорт и отдых.
  10. Особе внимание должно быть уделено предотвращению травм и улучшению здоровья.
  11. Каждое движение должно быть гармоничным и ритмичным, чтобы тэквондо доставляло эстетическое удовольствие.
  12. Каждое движение тыль должно выражать характер и душевные качества человека, в честь которого он назван.

Следование этим основным принципам - это то, что превращает боевое искусство тэквондо в эстетическое искусство, науку и спорт.

Таким образом, с 11 апреля 1955 года тэквондо начало свое распространение по миру.

На протяжении 1956 - 1958 тэквондо распространялось в университетах и армейских подразделениях Кореи.

1959-й год отмечен выходом тэквондо за пределы национальных границ. Отец тэквондо и 19 лучших обладателей черных поясов совершили турне по Дальнему Востоку. Турне имело большой успех. Зрители были восхищены великолепной техникой тэквондо. Многие из участников турне в дальнейшем занялись распространением тэквондо по всему миру.

В 1960 году генерал посетил в Техасе курсы по ознакомлению с современными видами вооружения, а затем в Сан-Антонио клуб каратэ Ли Чжун Гу. После чего в этом клубе стали практиковать тэквондо вместо каратэ. Таким образом Ли Чжун Гу стал известен как первый инструктор тэквондо в США. Это событие стало началом распространения тэквондо в США.

Тэквондо распространялось как огонь по ветру, причем не только среди корейского штатского и военного населения, но и среди находившихся под командованием генерала Чве американских солдат 7-й пехотной дивизии. Через его учеников тэквондо было представлено в крупнейшей военной академии мира - Вест-Пойнте. Тэквондо стало обязательным предметом при обучении молодых солдат и полиции в Южной Корее.

В 1962 году Чве Хонг Хи был назначен послом в Малайзию, где он приложил много усилий к распространению тэквондо. 1963 год стал годом образования малайзийской ассоциации тэквондо, которая получила государственное признание после демонстрации по требованию премьер-министра Тунку Абдул Рахмана этого вида боевого искусства на стадионе города Мердека.

В этом же году произошло еще два знаменательных события: демонстрация тэквондо в здании ООН в Нью-Йорке и презентация этого вида боевых искусств вьетнамским вооруженным силам инструктором майором Нам Тхэ Хи. В феврале следующего года в Сингапуре была организована ассоциация тэквондо и проведена основополагающая работа по формированию ассоциаций в других регионах.

Несколько позднее посол Чве совершил поездку во Вьетнам для обучения сложным тылям тэквондо группы инструкторов, возглавляемой подполковником Пак Чжун Ги. Это была действительно новая эра тэквондо, поскольку стало возможным проведение чёткой границы между тэквондо и каратэ путем полного исключения из тэквондо оставшихся следов техники последнего.

После возвращения на родину Чве был переизбран на пост президента корейской ассоциации тэквондо, что в дальнейшем позволило избавиться от образовавшихся внутри организации политических кругов.

В 1965 году посол Чве (к тому времени генерал-лейтенант в отставке) получил поручение от правительства возглавить делегацию для посещения ФРГ, Италии, ОАЭ, Турции, Малайзии и Сингапура с миссией доброй воли. Значение этих поездок определялось тем, что впервые в истории Кореи посол представлял миру тэквондо как национальный вид боевого искусства.

Это способствовало не только созданию ассоциаций тэквондо в этих странах, но и созданию Международной Федерации в том виде, в котором она известна до сего дня.

В 1966 году мечта Чве Хонг Хи стала реальностъю. 22 марта ассоциации тэквондо Вьетнама, Малайзии, Сингапура, ФРГ, США, Турции, Италии, Арабской Республики Египет и Кореи образовали Международную Федерацию Тэквондо (ITF).

В 1968 году генерал Чой прибыл в Париж в качестве главы корейской правительственной делегации для участия в работе Международного симпозиума по вопросам армейского спорта. Тэквондо было главной темой дискуссий. Группа инструкторов выступила с показательными выступлениями перед делегатами 32 стран. В том же году была образована ассоциация тэквондо Великобритании. Для распространения тэквондо генерал Чой посетил Испанию, Нидерланды, Канаду, Бельгию и Индию.

В 1972 году, когда к власти в Южной Корее пришло правительство диктатора Пак Чон Хи, подтасовав для этого результаты выборов, Чве Хонг Хи в знак протеста решил уехать из Кореи. С согласия представителей стран-членов ITF штаб-квартира Федерации была перенесена в Торонто (Канада), что послужило активному распространению тэквондо в странах Западной Европы с использованием фундамента, заложенного несколькими годами ранее.

Вот, что пишет основатель об этом периоде в истории тэквондо:

Борясь против попыток правителей южнокорейской диктаторской власти использовать тэквондо в качестве политического инструмента для упрочения своей диктатуры, я был вынужден хотя бы временно выполнять указываемое властью. Моя нескрываемая критика действий южнокорейского правительства как ранее, так и сейчас часто извращенно интерпретируются, представляя меня врагом моего народа...

Так из-за тэквондо моя жизнь была насыщена неприятностями, борьбой и большим риском. Мне пришлось бороться со многим числом противников, даже покинув любимую Родину, находясь на неприветливой чужбине...

После того, как основатель покинул Корею, в ноябре 1972 года в Сеуле был открыт центр исследования, обучения и популяризации тэквондо Куккивон. На следующий год, в 1973 году, в Южной Корее создали Всемирную федерацию тэквондо (WTF), которую возглавил Ким Ун Ён. Чтобы подчеркнуть разницу между ITF и WTF, последняя значительно изменила технику оригинального тэквондо и разработала новые комплексы формальных упражнений (пумсэ). В Южной Корее начался процесс перехода тэквондистов из ITF в WTF.

1974 год был очень удачным и надолго запомнился генералу Чве, поскольку основателю тэквондо удалось не только продемонстрировать достоинства техники этого вида боевых искусств, утвердить правила спортивных соревнований по нему, но и реализоватъ свою давнюю мечту - проведение 1-го чемпионата мира по тэквондо (в Монреале).

В июне 1979 года в городе Осло (Норвегия) была образована Европейская Федерация Тэквондо. После этого исторического события генерал Чве в сопровождении Кан Со Чжона и Ли Ги Ха совершил турне по Швеции, Дании, ФРГ и Франции.

1980 год стал незабываемым как для самого отца тэквондо, так и для будущего созданного им боевого искусства. Генерал Чве и его 15 учеников, включая сына Чве Чжун Хва, совершили поездку в КНДР. Это было первое представление тэквондо жителям Северной Кореи, родины генерала.

До этого момента в Северной Корее велись определенные разработки по созданию единого боевого искусства, которое там носило название кёксуль. Однако после знакомства с тэквондо разработки по кёксуль были прекращены, и в Северной Корее сейчас практикуют тэквондо ITF.

В ноябре 1980 года в Лондоне состоялось первое первенство Европы по тэквондо. В соревнованиях приняли участие представители 18 стран.

В январе 1981 года генерал Чой, сопровождаемый Чой Чхан Квоном, прибыл в город Квинсленд (Австралия) для открытия первых тихоокеанских соревнований по тэквондо.

В октабре он провел семинар по организации федерации тэквондо КНДР, после чего уже в ноябре он с гордосгью представлял в Вене (Австрия) на встрече Северных и других христианских лидеров Кореи команду демонстраторов, в которую входили инструкторы как Северной, так и Южной Корей.

С марта по май 1983 гда основатель посетил США, Европу и КНДР ддя завершения подготовки к публикации продукта его многолегаих поисков - «Энциклопедии Тэквондо».

В октябре - ноябре он в сопровождении Пак Чжон Тхэ и Чой Чжун Хва посетил Югославию и Италию, где подготавливались фотографии для использования в «Энциклопедии Тэквондо».

В сентябре 1984 года генерал пригласил в Пхеньян (КНДР) ведущих инструкторов, таких, как Ли Сок Хи, Ли Ги Ха, Пак Чжон Тхэ, Рим Вон Соб и Чой Чжун Хва, для внесения последних поправок в рукопись «Энциклопедии». На этой же встрече всесторонне обсуждался вопрос о переносе штаб-квартиры ITF в столицу Австрии Вену.

В декабре в Вене состоялся 5-й конгресс ITF, в ходе которого открытым голосованием было принято решение о переносе штаб-квартиры ITF в Вену не позднее марта 1985 года.

Несомненно, 1985 год стал одним из наиболее значимых для тэквондо. В этом году была опубликована «Энциклопедии Тэквондо».

Перемещение штаб-квартиры ITF в Вену явилось плацдармом для дальнейшего распространения тэквондо, особенно в социалистических странах и странах третьего мира.

В 1988 году произошло два важных события. В мае в Будапеште правительство Венгрии приняло участников 6-го чемпионата мира по тэквондо. Этот чемпионат, ставший лучшим по уровню проведения и продемонстрированной участниками технике, впервые транслировался через спутниковое телевидение на всю Европу.

В августе отец тэквондо осуществил свою давнюю мечту о распространении тэквондо независимо от религиозных, расовых, национальных и идеологических границ. В этом месяце возглавляемая им команда демонстраторов посетила Москву.

Так тэквондо пришло в нашу страну.